Торговый порт Посьет: как работать в согласии с природой

Торговый порт Посьет: как работать в согласии с природой

Торговый порт Посьет: как работать в согласии с природой «ПримаМедиа»

В течение года в порту Посьет планируется завершить внедрение закрытых технологий перевалки угля на всех этапах производственного цикла, от выгрузки вагонов до погрузки в судно. Здесь введут в эксплуатацию судопогрузочную машину. Корр. ИА PrimaMedia побывал в торговом порту Хасанского района и изучил технологический цикл стивидорной компании.

Экскурсию по торговому порту корр. ИА PrimaMedia провел управляющий директор АО «Торговый порт Посьет» Владимир Рогов.

Посьет находится в трех часах езды от Владивостока. Это Хасанский район, и дорога туда летом — сплошное эстетическое удовольствие. На всем протяжении пути видишь всего три цвета: серо-синяя полоска асфальта, голубое небо и зелень. Очень много зелени.

Не сильно отличается пейзаж и в самом Посьете. В поселке городского типа проживают чуть более полутора тысяч человек, и 500 из них работают в порту. Порт — градообразующее предприятие. Он входит в число четырех специализированных угольных терминалов, действующих в России на данный момент. Ещё два находятся на Дальнем Востоке (в Ванино и Находке), один — под Санкт-Петербургом.

Первое, что видит корр. ИА PrimaMedia, выйдя из административного здания вместе с Владимиром Роговым — несколько человек в очереди к мобильному флюорографу. Владимир объясняет: флюорография — обязательная ежегодная процедура для сотрудников порта. И добавляет: бронхо-легочных заболеваний, связанных с производственным процессом, за много лет медицинских наблюдений сотрудников не выявлено.

Первый пункт — центр дистанционного управления. Это «мозг» порта. Все процессы контролируются оператором из одного большого помещения с десятком компьютеров и панорамными окнами. Операторы находятся здесь 24 часа в сутки, непрерывно отслеживая процесс перевалки угля и реагируя как на внештатные, так и на штатные ситуации.

— Автоматизированная система управления, как и весь перегрузочный комплекс, разработана и введена в эксплуатацию немецкой компанией ThyssenKrupp в 2013 году. Все операции обработки угля — от выгрузки до размещения на складе — управляются отсюда, оператор получает всю информацию и контролирует процесс. Кроме этого, отсюда видно физическое положение стакеров, — объясняет главный специалист группы АСУ Болотин Александр.

Стакер-реклаймер — механизм, предназначенный для укладки в штабель угля либо другого сыпучего материала и забора его из штабеля. Для полноты картины нужно объяснить значение ещё нескольких профессионализмов: «штабель» — гора угля, «тепляк» — станция, где отогревают вагоны. «Галерея» — закрытый путь передвижения угля.

После этого корреспонденты отправились непосредственно «в поля». Технологический цикл стивидорной компании начинается с железнодорожной станции, откуда в порт поступают вагоны. Здесь с помощью локомотива происходит сортировка вагонов с углем по маркам, если это необходимо. Справа — резательный комплекс, конструкция с четырьмя пилами. Летом он не используется, потому что уголь и так приходит в сыпучем состоянии, а зимой он просто необходим для вертикальной порезки продукции.
— С собственниками угля удалось договориться о максимально возможной влажности угля, который отгружается с фабрики. Тогда при всех последующих операциях пыление минимальное, — рассказывает Владимир Рогов.

За ж/д станцией располагается здание станции отогрева вагонов, в народе называемая «тепляк». Она особенно важна зимой, когда вагоны приходят со смерзшимся углем. Здесь с помощью инфракрасных элементов вагоны отогреваются по периметру снизу. С этого момента вагоны с грузом больше не попадают на улицу. Они заехали в помещение, и обратно на железнодорожные пути они попадут уже выгруженными и зачищенными.

После «тепляка» вагоны через закрытую галерею попадают в здание вагоноопрокидывателей. Рядом с самим механизмом расположен большой щит с воздуховодами, по которым воздух с частичками угольной пыли, образующейся при выгрузке угля из вагона, поступает в очистные сооружения, оснащённые фильтрами компании «Дональдсон». Щит не дает пыли распространяться дальше, а загрязненный воздух не выходит на улицу. Этот процесс называется «аспирация».

После того как уголь высыпался из вагона, он оказывается под землей, откуда через галерею попадает в первую пересыпную станцию. Здесь уголь очищается от металла, который мог попасть в вагон во время перевозки. Тут же находится дробилка — она нужна, если смерзшийся уголь поступает сюда большими кусками. Обе операции сопровождаются сильным пылеобразованием. Вся пыль, которая может возникнуть, остается в здании и попадает на очистные установки, а наружу выходит чистый воздух. По закрытой установке уголь попадает во вторую пересыпную станцию, а после этого — на основной конвейер длиной в 500 метров. Он открытый. Это связано с технологической особенностью: стакер-реклаймеры перемещаются вдоль конвейера, они должны иметь возможность в любой момент получить доступ к углю. Поэтому этот участок закрытым технологически быть не может.

Там уголь с одного конвейера перемещается на другой, откуда так же — по конвейерной линии — поступает на склад. Это происходит с помощью специального оборудования — уже упомянутых ранее стакер-реклаймеров. Они оборудованы системами пылеподавления. Специальные «форсунки» орошают уголь и делают его более влажным. Делается это для того, чтобы при укладке угля на склад пыль не образовывалась. Корр. наблюдал за процессом и убедился в этом лично.

Свести пыление к минимуму обязан и оператор, загружающий уголь на судно. Для этого открытие грейфера при высыпании угля в трюм судна совершается не выше чем с двух метров. Чем меньше расстояние, тем меньше пыли. Оператор берет уголь со склада, выдерживает грейфер несколько секунд, чтобы лишний уголь сразу осыпался, после этого ведет грейфер до судна, опускает его на расстояние не более двух метров и высыпает. Такая технология сейчас. В следующем году эту работу будет выполнять судопогрузочная машина. Это такой же конвейер, который будет идти со склада прямо на судно, а дальше с помощью специального устройства грузить в него уголь. Не будет открытия грейфера и свободного падения угля. Операций с углем на открытом воздухе при перемещении из точки А в точку Б не останется.

— Детали для судопогрузочной машины уже находятся на территории порта. В следующем году мы планируем её смонтировать. Тем самым мы завершим цикл по перевалке угля с применением закрытых технологий.

В порту ещё 10 лет назад было принято решение о реализации проекта технического перевооружения порта, предусматривающего применение закрытых технологий на всех этапах перевалки. Перевалка производится на специализированном оборудовании, максимально ограничивающем нахождение груза на открытых участках в процессе перегрузочных работ. Тем самым уменьшается нагрузка на окружающую среду. Когда возникает пыль? Когда с углем что-то происходит. И если все операции по его перемещению с одного объекта на другой закрыть, а также предпринять меры, которые снизят пыление в этом месте, негативное воздействие на окружающую среду будет минимальным.

В 2014 году новые технологии заработали. То есть, всё оборудование было смонтировано и запущено в 2014 году. Само оборудование в порт поставила немецкая компания ThyssenKrupp. Затраты Группы «Мечел» на создание специализированного терминала по перевалке сыпучих грузов в Посьете превысили 4 млрд рублей.

Суть технологии вот в чем: с момента поступления угля в порт все операции производятся либо в закрытых помещениях, либо при использовании систем пылеподавления и удаления пыли. А варианта всегда два: либо сделать так, чтобы пыли не возникало, либо сделать так, чтобы «поймать» её и удалить. Чтобы пыли не было, используется ряд определенных технологий и проводится работа с влажностью угля. Понятно, что чем она выше, тем меньше уголь «пылит». На тех объектах, где это сложно сделать, работают системы аспирации. Они собирают воздух, подают его на очистные установки, фильтры которых задерживают угольную пыль, образовавшуюся в воздухе. Затем очищенный воздух выходит наружу, — объясняет Рогов.

Узаконенного определения «закрытая перевалка угля» пока нет. Но экологические и природоохранные сообщества пришли к выводу, что самым правильным определением является следующее: это перевалка, при которой используются все рекомендации из справочника «Наилучшие доступные технологии» (НДТ). Эти рекомендации состоят из девяти основных условий, которые должен соблюсти порт, чтобы перевалка считалась закрытой. В порту «Посьет» реализованы семь. Это и пылеподавление складских площадок, и механическая вакуумная уборка технологических проездов с помощью промышленного пылесоса, и аспирация в производственных помещений. Единственное, что осталось реализовать — пылезащитные экраны. В порту уже произведено математическое моделирование, выбрана траектория установки экранов и их высота — 20 метров (на три метра выше самого высокого «штабеля»).

— Так мы полностью оградим территорию поселка от воздействия угольной пыли, которая может возникать в производственном процессе. Экран будет установлен с учетом розы ветров так, чтобы и акватория порта точно так же максимально была защищена от угольной пыли. Когда мы завершим эту работу, нам удастся учесть все условия, рекомендованные справочником НДТ, — добавляет Владимир.

Штабели угля постоянно орошает снегогенератор. Летом он вырабатывает мелкодисперсную водяную пыль, которая связывает пыль угольную. Хоть сейчас и так достаточно высокая влажность воздуха и нет солнца, которое способствовало бы образованию угольной пыли, снегогенератор всё равно включен. Порт тратит энергию, воду и время сотрудников на то, чтобы максимально защитить окружающую среду.

— Место очень зеленое, здесь много туристов. Рядом с портом пляж, где туристы и местные жители отдыхают и купаются. Понимая, что мы, как предприятие, не имеем права навредить природе, мы прикладываем массу усилий, — отмечает Владимир Рогов.

Напротив порта расположен полуостров Краббе — один из крупнейших полуостровов в Приморском крае. Рядом — коса Назимова, пляж которой виден издалека и сплошь уставлен палатками. Местные жители рассказывают, что прямо под причалом лежит гребешок. Фауна богатая: здесь водится не только рыба, но и такие деликатесы, как креветки и трепанг.

Последним пунктом экскурсии стала видовая площадка, откуда открывается захватывающий вид на акваторию. Торговый порт прячется за зеленью деревьев. Тут Владимир Рогов рассказывает, что благоухающее состояние природы — заслуга не только экологичного оборудования.

— Большой процент сотрудников порта — это жители Посьета. Люди понимают, что к процессу перевалки угля нужно подходить максимально ответственно. Здесь живут их семьи, здесь растут их дети, — добавляет Рогов.