Сергей Кулаков: Развитие месторождений напрямую зависит от состояния инфраструктуры

Сергей Кулаков: Развитие месторождений напрямую зависит от состояния инфраструктуры

«РЖД-Партнер»

Промышленники и железнодорожники должны объединиться для развития Дальневосточного полигона. Безусловно, у каждого есть свои интересы, однако именно в их взаимодействии кроются большие перспективы, считает управляющий директор ООО «Мечел-Транс» Сергей Кулаков.

– Сергей Александрович, Федеральное агентство железнодорожного транспорта выдало положительное заключение на ваше обращение о возможности подачи вагонов на строящийся железнодорожный путь необщего пользования, ведущий к Эльгинскому угольному месторождению. Какие объемы с месторождения вы уже перевозите?

– Железная дорога Улак – Эльга – это не просто вспомогательный путь для решения локальных производственных задач компании, которая начала разработку Эльгинского месторождения еще 7 лет назад. Это будущая магистраль, построенная «Мечелом» в интересах развития всего Дальнего Востока России.

Не будем забывать, что в районе Эльги – десятки месторождений полезных ископаемых. Фактически там новый угольный бассейн с прогнозными запасами 40 млрд т. Богатств много, все о них знали и ждали, когда на границе Якутии и Амурской области, к северу от БАМа, начнется развитие инфраструктуры, строительство дорог и железнодорожного пути. Наличие дороги Улак – Эльга открывает эти месторождения для разработки, делает их рентабельными для освоения.

Сейчас движение грузовых составов по ветке осуществляется в режиме временной эксплуатации. С начала года мы уже перевезли около 320 тыс. т продукции с Эльгинского угольного комплекса. Август закроем объемом не менее 100 тыс. т. 

– Какой длины участок уже полностью готов? Сколько километров железной дороги еще предстоит построить?

– Буквально две недели назад мы получили свидетельство о государственной регистрации права собственности на железную дорогу к Эльгинскому месторождению. Там указано, что степень готовности строящегося объекта составляет 91%, или 295 км.

Конечно, работы далеки от завершения. Предстоит построить еще порядка 25 км технологических путей, чтобы дотянуть ветку до обогатительной фабрики Эльгинского угольного комплекса и обеспечить гибкую логистику. Также необходимо строительство дополнительных разъездов, станций и придорожной инфраструктуры. Пропускную способность ветки увеличит также реконструкция станции Улак, которая ведется силами ОАО «РЖД».

– Каков в целом объем вложений в строительство железнодорожных путей к Эльгинскому месторождению?

– За пять лет общие инвестиции «Мечела» в Эльгинский проект составили около 88 млрд руб., из них большая часть средств – 71 млрд руб. – была потрачена на развитие железнодорожной инфраструктуры. Для того чтобы сдать в эксплуатацию ветку Улак – Эльга, потребуется еще порядка 17 млрд руб.

– Весной уже поднимался вопрос о продаже ветки Улак – Эльга ОАО «РЖД». Тогда ее стоимость оценили в 70 млрд руб. Будут ли данные железнодорожные пути в дальнейшем переданы ОАО «РЖД»? Какие прорабатываются варианты?

– Такой вариант действительно прорабатывается, так как для холдинга это в чистом виде профильный актив. Мы видим заинтересованность со стороны РЖД – диалог продолжается. ОАО «РЖД» намерено модернизировать Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, инвестиционная программа предполагает вложение 562 млрд руб. Ветка Улак – Эльга делает восточный полигон БАМа окупаемым. Можно сказать, что это ключ к грузовой базе на десятилетия вперед.

В советские времена шли споры, каким маршрутом должна пролечь Байкало-Амурская магистраль. На бумаге было два проекта: южный (южнее станового хребта) и северный, где более сложные горно-геологические условия. Промышленники по понятным причинам поддерживали северный. Однако из-за экономии денег и времени выбрали южный маршрут. В итоге освоение Эльгинского месторождения с его колоссальными запасами и ряда других перенеслось. Теперь железнодорожный путь на север проложен, а инфраструктурный барьер снят. 

– Наличие готовой к эксплуатации транспортной инфраструктуры необходимо для более интенсивного освоения Эльгинского месторождения. Каковы ваши перспективные планы по добыче угля? Какие объемы планируете перевозить по железной дороге?

– Мы, транспортники, работаем в одной связке с угольщиками и отталкиваемся от их потребностей и пожеланий. В 2015–2016 гг. на Эльге планируется добывать около 4 млн т рядового угля в год. В 2017-м заработает первая обогатительная фабрика Эльгинского угольного комплекса проектной мощностью 11,7 млн т рядового угля – грузопоток, соответственно, пропорционально увеличится. Уже в следующем году, после перевода обогатительной фабрики на круглогодичную схему работы, мы повезем в дальневосточные порты более 2 млн т продукции. А к 2025 году, после проведения комплекса необходимых строительных работ, планируется, что производственная мощность Эльгинского месторождения достигнет 26 млн т угля в год, готовых к отгрузке.

– В какие регионы, страны уголь будет отправляться? Какова география поставок?

– Эльга – проект, ориентированный в основном на экспорт. В ближайшие годы основными потребителями эльгинской продукции будут металлургические холдинги Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Китай). Часть угля также пойдет на коксохимические предприятия Группы «Мечел» и других российских компаний. Отмечу, что энергетический уголь уже востребован на теплоэлектростанциях Дальнего Востока.

Благодаря географической близости месторождения к морским портам, у нас очень выгодная логистика. Расстояние по железной дороге до торгового порта Посьет в Приморье – 2430 км, до порта Ванино в Хабаровском крае – 1900 км. Такое достаточно короткое по сравнению, к примеру, с Кузбассом транспортное плечо позволяет говорить об экономии на доставке продукции и, как следствие, высокой рентабельности проекта.