Рашид Нугуманов: Рассчитываем начать поставки рельсов для РЖД с августа

Рашид Нугуманов: Рассчитываем начать поставки рельсов для РЖД с августа

«Интерфакс-Урал»

Челябинский металлургический комбинат входит в число ведущих российских производителей металлопроката. Текущий год был непростым для комбината. С одной стороны, предприятие «звучало» как соответчик по искам крупнейших банков страны к группе «Мечел» о взыскании долгов. С другой стороны, на ЧМК на протяжении последних лет активно модернизировалось производство, и был завершен один из важных проектов - построен рельсобалочный стан. Объект мощностью 1,1 млн тонн работал с небольшой загрузкой, дожидаясь разрешения на поставку рельсов от стратегического потребителя - Российских железных дорог. На днях это одобрение было получено. О том, как изменится жизнь предприятия «после сертификата», об отношениях с банками и поставщиками ресурсов, ситуации в отрасли в целом в интервью агентству «Интерфакс-Урал» рассказал управляющий директор ЧМК Рашид Нугуманов.

 - Как Вы оцениваете ситуацию в металлургическом секторе с начала года? Она принципиально отличается от прошлого года?

- Производственные результаты прошедшего периода показывают, что мы движемся с небольшим ростом - 3-4% относительно прошлого года.
Пока мы не видим каких-то особых катаклизмов, которые не позволили бы нам выполнить намеченные планы. Поэтому мы надеемся, что сохраним объем производства по итогам 2015 года на уровне прошлого года.

- Почему рост не планируете?

- Рынок - вещь сбалансированная. Мы с удовольствием бы запланировали рост, если бы росло потребление металлопроката в России. Но мы не видим пока оснований для этого: ЧМК не работает "ради тонн". Предприятие сосредоточено, в первую очередь, на повышении экономической эффективности производства, выпуске более маржинальной продукции.

Потребление нашей продукции остается стабильным во многом благодаря тому, что в строительстве не произошло падения спроса. Потребление арматуры в России - порядка 9 млн тонн в год, наших из них - порядка 1,5 млн тонн.

- Изменялась ситуация на рынке с точки зрения конкуренции со стороны Китая, Украины?

- Китайская продукция есть везде. Но девальвация рубля снизила конкурентные преимущества поставляемого в Россию проката.

Ситуация на Украине также накладывает свой отпечаток. Объемы поставок арматуры и металлопроката с Украины в Россию, безусловно, снизились. Возможности для производства у российских металлургических предприятий есть, поэтому мы и наши коллеги эту нишу заполнили.

- Как Вы оцениваете финансовое состояние ЧМК по итогам первого полугодия?

- О финансовых итогах первого полугодия можно будет говорить после завершения периода и официального раскрытия. Что касается первого квартала (2015 года - ИФ), то комбинат получил хороший результат - 7 млрд рублей чистой прибыли. На итоги повлиял комплекс факторов: и переход к производству более маржинальной продукции - балке и рельсам, и меры по повышению эффективности структуры производства, и курс рубля.

- Насколько позволяет финансовое состояние ЧМК исправно платить по кредитам? Планируется ли гасить кредиты досрочно либо реструктуризировать задолженность? Есть ли трудности с какими-либо банками по погашению долгов?

- Показатели работы комбината позволяют чувствовать себя уверенно. Но нужно учитывать, что мы - не отдельно взятое предприятие, мы работаем в структуре большой компании. Долговые обязательства ЧМК нет смысла оценивать в отрыве от группы в целом. Комбинат тесно интегрирован как в производственную цепочку "Мечела", так и в структуру внутригруппового финансирования. Вопрос погашения задолженности решается в Москве. Уверен, что руководству группы в переговорном процессе удастся урегулировать вопросы долговых обязательств. Нам же важно обеспечить стабильную работу комбината и уверенность в завтрашнем дне 16-тысячного коллектива сотрудников предприятия.

- ЧМК в последнее время часто выдает Мечелу займы. Для каких целей, направляются эти средства на погашение долгов материнской компании? Сколько еще будет займов и когда?

- Нет смысла разделять "Мечел" и ЧМК. Это - единое целое. Такие внутригрупповые сделки - стандартная практика, это просто движение средств внутри большой компании. Это не благотворительность: займы внутри группы даются в соответствии с рыночными условиями, под проценты, которые действуют на рынке. Цель расходования этих средств - прерогатива материнской компании.

- Этот год ознаменовался серией исков к ЧМК со стороны "НОВАТЭК-Челябинск" (100%-ная дочка АО "НОВАТЭК" в Челябинской области - ИФ). Как выстраиваются взаимоотношения с поставщиком газа?

- Мы в январе представили "НОВАТЭКу" график погашения долгов сначала на период до 1 мая, позже - до конца года. Этот график, может быть, с небольшим отставанием в 1-3 дня мы выполняем.

- На начало года озвучивалась общая сумма долга перед "НОВАТЭК-Челябинск" - порядка 2,5 млрд рублей, сейчас эта цифра выросла?

- На сегодняшний день общая сумма долга не выросла. Мы составили график (погашения долгов - ИФ) с учетом сезонного снижения потребления: сейчас мы потребляем меньше, чем платим. То есть с учетом снижения потребления газа комбинатом в летний период мы планируем снизить сумму долга.

- В прошлом году генеральный директор "Мечела" Олег Коржов говорил, что они могут продать ЧМК (как целиком, так и частично). Есть ли какое-то продолжение этой темы?

- Нет. Продажа комбината не рассматривается.

- Ввод универсального рельсобалочного стана (УРБС) стал вехой в жизни комбината. Сколько видов фасонного проката на данный момент выпускается на УРБС и сколько будет освоено в 2015 году с учетом ситуации в строительном секторе?

- Уровень загрузки рельсобалочного стана сегодня - 17-18%. Основной объем производства пока приходится на балку. Освоено порядка 16 видов фасонных профилей и два вида рельсов, до конца года планируем освоить еще порядка 12. Сегодня доля нашей строительной балки занимает уже более четверти внутреннего рынка.

На этом мы не собираемся останавливаться. Думаю, в долгосрочной перспективе доведем перечень выпускаемых профилей до 50 видов.

Проект строительства УРБС вышел на окупаемость?

- Сегодня мы вышли, так скажем, "в ноль". Рельсобалочный стан не "тянет" на себя дополнительных средств. Это уже хорошо. По мере освоения новых профилей и увеличения производства рельсов начнется отдача.

Мы так и планировали. Никто не ожидал, что как только стан заработает, сразу начнется возврат вложенных средств. Тем более рельсы - продукт специфичный с точки зрения организации продаж, и не только в России.

В частности, к нам приезжали представители Deutsche Bahn, включили нас в список потенциальных поставщиков для немецких железных дорог. Но сама процедура сертификации новых рельсов у них занимает два года. Мы с ними начали эту работу, чтобы получить конкретный результат, должно пройти время. И это, на мой взгляд, правильно. Это - безопасность людей.

- Нареканий по качеству нет?

- Мы производим хорошие рельсы. Лабораторные тесты ВНИИ железнодорожного транспорта подтвердили не просто соответствие нашей продукции требованиям РЖД. По некоторым показателям - трещиностойкости, пределу выносливости, уровню остаточных напряжений - они превосходят лучшие мировые образцы.

- Кто сегодня уже покупает рельсы ЧМК?

- В 2014-2015 годах рельсы были поставлены ряду российских холдингов, среди которых - предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающие предприятия и агропромышленные холдинги.

Кроме того рельсы используются и на промышленных объектах самого "Мечела": компания направила партию своей продукции для строительства инфраструктуры железнодорожной линии "Улак-Эльга", проложенной от БАМа к Эльгинскому угольному месторождению.

- Недавно ЧМК получил сертификат на производство рельсов для РЖД. Насколько увеличится загрузка стана?

- Наши рельсы прошли испытания по всем показателям качества. Это - долгожданная победа для ЧМК и для "Мечела", потому что это - реальный шаг по пути импортозамещения. Рельсы такого качества может выпускать, кроме нас, пока только один российский производитель.

Прокатывать установочную партию рельсов мы начнем уже в самое ближайшее время. Рассчитываем начать поставки рельсов для РЖД с августа.
Выпуск рельсов значительно увеличит загрузку УРБС.

- Удастся ли потеснить "Евразхолдинг"?

- Мы не ставим перед собой цели кого-то потеснить.

Новое оборудование позволяет российским производителям выйти на уровень лучших мировых аналогов, поэтому необходимость импортировать рельсы исчезнет. С завершением сертификации продукции нашего стана у РЖД появится возможность выбирать: взять продукт у нас или у "Евраза". Это нормально.

Если будут реализованы заявленные планы по строительству железных дорог Москва- Казань, в Сибири, то потребности РЖД вырастут, и заказов хватит для всех.

Сегодня перед металлургами поставлена задача: чтобы рельсы выдерживали 1,2 млрд брутто тонна-километров. Если мы и "Евраз" будем выпускать рельсы такой стойкости, тогда РЖД сможет значительно снизить затраты на их замену, а металлурги смогут получить прибавку к цене.

- Это выполнимо?

- У РЖД есть испытательное кольцо, на котором "накатывается" примерно 300 млн брутто тонна-километров в год. Чтобы убедиться, что рельсы простоят 1,2 млрд брутто тонна-километров, нужно их эксплуатировать 4 года. Результаты промежуточных испытаний наших рельсов позволяют говорить о том, что такая задача выполнима, но для того, чтобы это официально подтвердить, требуется время.

- Какова инвестпрограмма ЧМК на этот год, ее стоимость, основные проекты, динамика к 2014 году?

- В 2014 году капвложения составили 2,4 млрд рублей. На 2015 год запланировано освоение 2,2 млрд рублей с затратами на расширение производственных возможностей универсального стана, дальнейшую реконструкцию кислородно-конвертерного цеха и замену энергооборудования ТЭЦ.

Реконструкцию конвертерного производства планируем завершить в следующем году. Мы вышли на 90% непрерывной разливки стали, ставим перед собой задачу в перспективе достичь 100%. Поэтому в планах есть строительство еще одной машины непрерывного литья заготовок.

Кроме того в 2015 году мы намерены завершить удлинение пролета здания машины непрерывного литья заготовок N5 для обеспечения планируемого роста объемов производства рельсов. Также мы в этом году готовимся к капитальному ремонту первого разряда доменной печи с реконструкцией. Предстоит большой объем работ: изготовление оборудования для подготовки к ремонту занимает год-полтора. Поэтому вкладывать начинаем уже сейчас.

- Планируются ли на ЧМК какие-то крупные инвестпроекты, подобные УРБС?

- Сегодня перед нами не стоит задача увеличить объем капвложений. Мы уже входим в число самых современных и модернизированных предприятий металлургии России. За последние 10 лет объем инвестиций в производство составил около 70 млрд рублей. Обновлены мощности нашего основного потока - начиная с аглофабрики и конвертерного производства, заканчивая универсальным станом и природоохранными объектами.

Сегодня в приоритете - совершенствование текущих проектов, таких как рельсобалочный стан, а также реализация мероприятий, позволяющих устранять "узкие места" и сокращать затраты, повышать рентабельность производства. Такой подход дает возможность расти разумными темпами с учетом непростой ситуации на рынке и необходимости снижения долговой нагрузки.

- Комбинат повышал цены на продукцию с начала года? Будут ли пересматриваться цены в ближайшее время, среднесрочной перспективе?

- Мы живем в условиях рыночной экономики. В декабре прошлого- начале этого года, когда курс "скакал", покупатели не понимали, что будет впереди, и вносили предоплату, чтобы зафиксировать цену, был ажиотажный спрос, который спровоцировал рост цен на металлопродукцию. Когда потребители заполнили свои склады и ажиотаж пропал, цена на металлы снизилась. Сегодня цены ниже, чем были в январе-феврале. Это - рынок.

- Насколько тогда цены повышали?

- На 10-15%, но сейчас они достигли уровня лета прошлого года. Кстати, это нетипичная ситуация, которая сложилась из-за потребительской паники в конце прошлого года. Обычно зимой потребление снижается, цены немного растут к летнему строительному сезону.

- На Ваш взгляд, как будет развиваться ситуация до конца года?

- Прогноз - дело неблагодарное. Хотя металлургия всегда развивается циклично: спад-подъем. Другое дело, что периоды спада-подъема по продолжительности могут быть разными. Сегодня в прессе звучат прогнозы, что строительный сектор во втором полугодии упадет в объемах примерно на треть. Что касается ЧМК, мы пока наблюдаем более-менее стабильную ситуацию.