Игорь Хафизов: Все надежды на Эльгу

Игорь Хафизов: Все надежды на Эльгу

Газета «Якутия»

В конце августа шахтеры отмечают свой профессиональный праздник. Не дожидаясь этой даты, которая сама по себе обязывает говорить больше о достижениях, чем о проблемах, наша газета попросила генерального директора ОАО ХК «Якутуголь» Игоря Хафизова ответить на вопросы, характеризующие сегодняшнее состояние угольной отрасли республики и ее перспективы на будущее.

– Игорь Валерьевич, как Вы оцениваете финансово-экономическое положение «Якутугля», насколько оно устойчиво из-за того, что его учредитель – частная компания «Мечел» – находится на грани банкротства?

– Ситуация действительно сложная, в первую очередь из-за рекордно низкого уровня цен на продукцию. Сейчас спотовые цены на коксующийся уголь на основном рынке сбыта – в Азиатско-Тихоокеанском регионе находятся на минимуме за последние семь лет.

Вместе с тем в Москве идет активная работа по выводу компании из кризиса, вопрос рассматривается на самом высоком уровне. Необходимо понимать, что «Якутуголь» – ключевое предприятие «Мечела», которое обеспечивает значительную часть экспортной выручки и участвует в развитии главного проекта компании – Эльгинского угольного комплекса. Поэтому, несмотря на непростое положение внутри компании, нашему предприятию уделяется пристальное внимание.

Положение на предприятии стабильное – работа идет, производство обеспечивается всеми необходимыми материалами, заработная плата выплачивается. Надо помнить, что «Якутуголь» – последний мега-проект советской угольной промышленности, один из самых эффективных в России и мире.

У нас есть конкурентные преимущества: близость к морским портам, низкая себестоимость и лучшее качество угля в России. Помимо этого у компании сложились многолетние партнерские отношения с потребителями угля как внутри страны, так и в АТР. «Якутуголь» ведет системную работу по снижению затрат на производство. Независимо от падения цен на рынке ведется техническое перевооружение горнотранспортного парка. Только с 2010 года введено в эксплуатацию 4 экскаватора, 2 буровых установки, 43 большегрузных автосамосвала, 8 бульдозеров, проведено техническое переоснащение обогатительной фабрики «Нерюнгринская». 

– Расскажите об экономических приоритетах и социальной политике компании, работники которой в прошлом году настаивали на повышении зарплаты

– Мы намерены поддерживать стабильную работу предприятия, будем прилагать все усилия к выполнению производственных планов и исполнению социальных обязательств по выплате зарплат, налогов, социальных отчислений. В условиях снижающихся цен на уголь самое главное – сохранить рабочие коллективы и не потерять рынки сбыта. Для этого мы стараемся не снижать объемы добычи и исполнять все контрактные обязательства.

Социальной политике компания уделяется особое внимание. Только за 2013 год расходы на нее составили 584,5 млн рублей. В «Якутугле» одна из самых высоких в республике заработных плат – средняя около 55 тыс. рублей, по основным профессиям до 100 тыс. рублей, которая ежеквартально индексируется.

У ОАО ХК «Якутуголь» один из лучших в отрасли коллективных договоров, который по многим пунктам превосходит межотраслевое соглашение. Как известно, этот документ является основополагающим для определения социальных гарантий в угольной отрасли. По договору полностью реализуется т.н. «соцпакет», а также проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия, такие, как День шахтера, Дни здоровья, туристические слеты и другие мероприятия, в которых активно принимают участие все подразделения «Якутугля», что является традицией для предприятия.

– Что вы можете сказать о реализации Эльгинского угольного проекта, какие у него перспективы?

– Недавно на Эльге добыта миллионная тонна угля – это значимое достижение, которое показывает, что мы вышли на промышленные масштабы. Сейчас здесь добывается по 200 тысяч тонн рядового угля в месяц. Необходимо отметить, что в конце прошлого года ВЭБ утвердил проектное финансирование Эльгинского угольного комплекса в объеме $2,5 млрд. Этой суммы достаточно для завершения первой очереди строительства мощностью 11,7 млн тонн угля в год. Это значит, что работа на Эльге не зависит от колебаний рыночных цен или финансового состояния самого «Мечела».

На месторождении планово ведется вертикальная планировка для строительства трех основных фабрик. Проводятся проектные работы по переводу сезонной обогатительной фабрики на круглогодичный режим. В начале 2015 года начнем строительство первой основной фабрики мощностью 9 млн тонн угля, готовимся принять ЛЭП от Призейской подстанции, которую на месторождение тянет ФСК.

Что касается японских или китайских инвесторов, то необходимо понимать, что сейчас проект содержит в себе риски, связанные с углем и транспортировкой. Для них понятны глобальные цены на уголь – они могут анализировать мировой рынок, прогнозировать цены и на основании этого принимать решение о вхождении в проект. Однако никто из них не строил железные дороги в Якутии, поэтому они не могут просчитать риски, связанные с развитием и эксплуатацией ветки Улак–Эльга, которая смущает потенциальных покупателей. Ее железнодорожное полотно по сути уникальный случай, когда частная компания собственными силами построила железную дорогу. Она открывает доступ не только к Эльгинскому месторождению, но и ко всем 40 млрд тонн запасов Токинского бассейна, представляющего собой настоящий клондайк для промышленного освоения, а для РЖД – обеспеченность в перевозках на десятилетия вперед, которая делает окупаемыми инвестиции, заложенные в Восточный полигон БАМа.

Нельзя недооценивать, что ОАО «Мечел» сделало то, что по ряду причин не смог сделать Советский Союз – построило железную дорогу, соединяющую Эльгу с БАМом.

– Предполагалось, что обогатительная фабрика на Эльге будет работать сезонно. Но для наращивания производства нужно переходить на круглогодичную работу, а ситуация на рынке коксующихся углей этому не благоприятствует...

– Эльгинский проект с точки зрения рентабельности и конкурентоспособности является одним из лучших в мире. Ситуация на рынке на него не влияет, так как с прошлой осени стройка финансируется не из денежного потока «Мечела» (как это делалось с 2008 года), а из кредитной линии ВЭБа. Поэтому его развитие продолжается по графику.

Что касается перехода обогатительной фабрики в круглогодичный режим работы, то сегодня мы утепляем ее и готовим к монтажу обогревательную установку. Работы планируется завершить уже этой осенью, после чего фабрика будет действовать в любых погодных условиях.

– Куда сейчас поставляется уголь с разрабатываемого месторождения и будете ли Вы увеличивать провозные способности железной дороги Улак–Эльга?

– Проведен целый комплекс мероприятий по маркетингу эльгинских углей среди потенциальных покупателей в России и мире. Опытные сжигания высококачественной энергетической продукции прошли на пяти электростанциях РАО «ЕЭС Востока». В тендере 2014 года «Якутуголь» будет тоже участвовать. Если говорить об экспортных поставках, то они осуществляются в страны АТР: Японию, Китай, Корею.

Провозные способности будут расширяться по мере роста добычи: если в 2014 году мы планируем добыть 1,35 млн тонн рядового угля, то в 2015-16 – более 3 млн тонн, а в 2018 – когда заработает на полную мощность основная обогатительная фабрика – 11,7 млн тонн угля. Нужно развивать дорогу Улак–Эльга таким образом, чтобы она соответствовала потребностям проекта по перевозке готовой продукции.

– Как решается вопрос о создании и социальном обустройстве населенного пункта в районе Эльгинского месторождения? Какую позицию занимают правительство республики и российская компания «Мечел»?

– Вопрос создания муниципального образования рассматривается на уровне Правительства Российской Федерации, Министерства по развитию Дальнего Востока и Правительства РС(Я). В ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» включен пункт «Создание социальной и инженерной инфраструктуры, жилья в п. Эльга». Сейчас Минвостокразвития России рассматривает возможность о включении в нее инвестпроекта о развитии угольного комплекса и строительстве поселка.

Министерство разработало проект «дорожной карты» муниципального образования, который согласовывается с Правительством РФ. Все понимают, что его создание необходимо. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о строительстве города с миллиардными затратами, нужно сделать официальную точку, провести границы муниципального образования, построить для начала минимальную инфраструктуру в виде школы, детского сада и необходимых общежитий. Так начиналось строительство всех городов.

На территории Эльгинского угольного комплекса постоянный поселок на 3000 мест просто необходим. И в решении принципиально важных вопросов мы надеемся на помощь государства и республики в виде софинансирования строительства данного объекта. Проблемой занимается врио главы республики Егор Борисов, ведется диалог с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой, в июле прошло совещание с председателем Правительства РС(Я) Галиной Данчиковой, где также обсуждался этот вопрос.

Наше мнение: в районе Эльгинского месторождения не должно быть вахты, которая предполагает огромную текучесть кадров и бесконечное обновление работников. Проведенное анкетирование показало, что 70% людей готовы работать на Эльге при условии, что там будет муниципальное образование. Мы их поддерживаем. Разработка запасов Токинского района с более 40 млрд тонн угля, столько же руды, золота и уже построенными железной и притрассовыми дорогами рассчитана на сотни лет.

– У «Якутугля» в республике есть несколько структурных подразделений – шахта «Джебарики-Хая», Кангаласский угольный разрез. Будут ли они развиваться, модернизироваться? Устраивает ли сегодня предприятие тот факт, что в соседний с Нерюнгринским Алданский район уголь завозится из Кузбасса?

– Ни для кого не секрет, что «Якутуголь» исторически снабжает энергетическим углем районы республики. Шахта «Джебарики-Хая» обеспечивает им без сбоев северные улусы, Кангаласский угольный разрез – центральные районы. Мы продолжаем развивать эти активы. Недавно с опережением графика завершили перемонтаж лавы на шахте «Джебарики-Хая», к отопительному сезону поставки обеспечим.

Жилищно-коммунальное хозяйство Алданского района и Тынды обеспечивается энергетическим углем с Нерюнгринского разреза. Однако на Нерюнгринском месторождении заканчиваются объемы энергетического угля. Вопрос ставился в правительстве РС(Я), здесь есть несколько вариантов его решения: переоборудование котельных под промпродукт, замена эльгинским углем или завоз извне, что очень дорого.

– Добыча угля на Нерюнгринском угольном разрезе постепенно снижается. Ожидается, что через 10-12 лет она сократится в два раза. Что будет с шахтерами, у которых семьи, дети?

– Действительно, запасы угля исчерпываются, но разом они не иссякнут. Ответы у компании «Мечел» по трудоустройству людей есть. Разрабатываемое Эльгинское месторождение позволит уже к 2017 году создать 5000 новых рабочих мест. Кроме того, «Якутуголь» владеет лицензиями на разработку железорудных месторождений, которые находятся вблизи Нерюнгри. Впоследствии трудовые ресурсы и инфраструктуру предприятия задействуем на этих проектах. Поэтому будущее предприятия связано с ними.