«Черная жемчужина» юга Якутии

«Черная жемчужина» юга Якутии

«Черная жемчужина» юга Якутии Yakutia Media

6 ноября 2020 года городу Нерюнгри исполнится 45-лет, его судьба неразрывно связана с Нерюнгринским угольным разрезом.

"Черная жемчужина" — именно так называют разрез "Нерюнгринский", находящийся на юге Якутии и крупнейший на Дальнем Востоке. 6 ноября 2020 года Нерюнгринскому району и городу Нерюнгри исполнится 45-лет. Именно в этот день в 1975 году он был преобразован из рабочего поселка Нерюнгри Алданского района в город республиканского подчинения.

Его судьба напрямую связана с Нерюнгринским угольным разрезом, который начали строить в 1975 году, а официально запустили 19 марта 1979 года. Благодаря ему в мире узнали о высококачественном нерюнгринском угле. 

В августе 1974 года на месте нынешнего разреза "Нерюнгринский" над пластом "Мощный", который на тот момент содержал 450 миллионов тонн угля, министр угольной промышленности СССР Борис Братченко вбил первый колышек, ознаменовавший новую эру в развитии угольной отрасли Якутии и Дальнего Востока.

Разрез "Нерюнгринский" — главная производственная площадка компании "Якутуголь". Масштаб поражает воображение. Для сравнения: площадь разреза составляет более 15 квадратных километров, на этой территории поместилось бы 34 государства Ватикан. 

Работа по добыче "черного золота" на Нерюнгринском разрезе выстроена в единую технологическую цепочку. После замеров маркшейдеров и расчетов геологов, на указанном месте бурят скважины, взрывают породу, вывозят вскрышу (так называется слой пустой породы, под которым и находится самое главное), а затем и уголь. 

Парк техники разреза — это десятки огромных машин, буровые установки, вскрышные и добычные экскаваторы, фронтальные погрузчики, мощные колесные и гусеничные бульдозеры.

Всего в чаше разреза работает более 500 человек.

На Нерюнгринском месторождении добывается высококачественный коксующийся и энергетический угли.

Чтобы их достать, нужно проводить взрывные работы. Для этого специалисты закладывают взрывчатку в специальные отверстия, сделанные буровыми установками.

Затем дело за большими машинами. После взрыва вывозится лишняя порода. Одна из особенностей разреза "Нерюнгринский" — низкий коэффициент вскрыши, то есть уголь здесь залегает на небольшой глубине. А значит, и вывезти пустой породы, чтобы добыть одну тонну угля, надо меньше, чем на других месторождениях. 

Пустую породу перевозят на огромных БелАЗах. Каждый такой самосвал за один раз принимает около 220 тонн груза.

На восходе и закате солнца работникам, находящимся на смене, открываются шикарные виды.

Добыча угля на разрезе "Нерюнгринский" ведётся круглосуточно, безостановочно уже более 40 лет, не прекращается ни на один день даже в 50-градусные морозы. Колоссальный труд. 

Экскаваторы ЭКГ-18 по своим размерам напоминают огромный дом. Кстати, внутри него есть даже кухня, где горняки могут разогреть себе в микроволновке обед! Однако такие габариты не мешают ему легко поворачиваться вокруг своей оси и ловко грузить за смену 120/220-тонных самосвалов. Машиностроители специально для Якутии выпускают экскаваторы особой комплектации — северной. Такая машина может выдерживать экстремальные климатические условия и резкую смену температур в течение дня.

Вскрышу везут в отвалы. Именно так формируется неповторимый ландшафт разреза.

Специалисты утверждают, что разрез "Нерюнгринский" — пример идеального сочетания природного и технического творчества. Его ровные горизонты (уступы, похожие на ступени гигантской лестницы) сделаны, как по учебнику. 

Добытый уголек вывозят на обогатительную фабрику "Нерюнгринская", где производится его обогащение. Обогатить — это значит очистить рядовой уголь от различных примесей, которые отрицательно влияют на его качество.  Конечная цель — получение высококачественного угольного концентрата. Его используют в основном металлурги при выплавке металла — при горении он дает очень высокую температуру. Для растопки печей такой уголь не годится. 

Одной из последних стадий всей цепочки является контроль качества продукции. Испытательная лаборатория проводит анализ влаги, зольности, выхода летучих веществ, теплоты сгорания, содержания серы в угле. Все это влияет на качество угольного концентрата.

Уголь, добытый на разрезе, пользуется спросом как в России, так и за рубежом. Коксующийся уголь идет на экспорт в Южную Корею, Китай, Японию, Индонезию, Вьетнам. Энергетический — на внутренний рынок для жилищно-коммунальных, цементных предприятий.

За все время разработки месторождения покупателям нерюнгринского угля отправили порядка 350 миллионов тонн. Это более 5 миллионов вагонов! Если их выстроить в одну цепочку, то получится состав длиной почти 72 тыс. км. Такой поезд может 1,7 раз обогнуть по экватору земной шар.