Андрей Дейнеко: Мы готовы обеспечить рельсами не только РЖД

Андрей Дейнеко: Мы готовы обеспечить рельсами не только РЖД

«Прайм»

На Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) «Мечел» запустил универсальный рельсобалочный стан (УРБС) – об этом первом российском уникальном проекте, способном выпускать 100-метровые рельсы и затем соединять их в 800-метровые рельсовые плети в интервью агентству «Прайм» рассказал вице-президент компании по технологическому развитию Андрей Дейнеко. Беседовала Любовь Мартынова.

Андрей Дмитриевич, стан ЧМК, как и развитие Эльгинского угольного месторождения является ключевым проектом для «Мечела». Сколько компания вложила в его строительство и какую отдачу ожидает получить?

Общая стоимость проекта составляет чуть более 900 миллионов долларов, из которых 715 миллионов были вложены непосредственно в строительство стана, остальное в строительство машины непрерывного литья заготовок N5 (МНЛЗ) для производства рельсовой заготовки.

Главное наше достижение в рамках реализации проекта на сегодня – это контракт с РЖД до 2030 года с ежегодной поставкой до 400 тысяч тонн рельсов. Нам еще необходимо будет пройти сертификацию РЖД, и после этого мы сможем начать поставки рельсов.

В России вы уже заняли отраслевую нишу, а есть планы выходить на зарубежные рынки?

Вначале отмечу, что с точки зрения российской экономики запуск стана позволит заместить импорт подобной продукции. Как известно, сегодня часть такой продукции РЖД закупает в Японии и Австрии. Экспортные поставки в будущем не исключаем, однако мы знаем, что в настоящее время и рельсы, и балки очень востребованы как товар и в нашей стране.

В перспективе мы рассматриваем экспорт рельсов и балок на зарубежные рынки, вплоть до Юго-Восточной Азии, несмотря на значительное транспортное плечо. И то, что мы стали членами ВТО, для нас большой плюс, теперь мы будем тверже отстаивать свои позиции на внешних рынках. Соответственно, имея самое современное производство, самое высшее качество продукции, мы составим конкуренцию любому производителю.

Расскажите про технические особенности стана. Это первый в России стан, способный выпускать рельсы длиной 100 метров по новой технологии?

Действительно, наш комплекс будет создавать рельсы длиной 100 метров. Мы являемся единственными в России и СНГ, кто применяет уникальный способ термообработки рельсов – закалка рельсов осуществляется через погружение головки рельса в специальный раствор. До сегодняшнего момента, то есть до запуска стана, термообработка рельсов проводилась закалкой с помощью термовоздушного потока.

Какие виды рельсовой продукции может выпускать стан?

Самые разные – и для скоростного движения, и для эксплуатации при низких и сверхнизких температурах, рельсы для магистралей с высокой нагрузкой, рельсы для промышленных предприятий. Для производства всех перечисленных категорий рельсов у нас есть технологии, есть оборудование. У меня нет сомнений, что мы сможем обеспечить поставки рельсов нужного качества любым потребителям.

Какие еще особенности стана?

Наш универсальный комплекс рассчитан как на выпуск рельсов различного назначения, так и фасонного проката. Причем технологии производства позволят нам быстро и качественно удовлетворять потребности наших партнеров, независимо от объема заказа.

Мощность стана заявлена в 1,1 миллиона тонн продукции в год. Из них выпуск рельсов различного назначения составит 400 тысяч тонн, и эта цифра может быть увеличена при необходимости.

Стан выведем на проектную мощность в начале следующего года. Производство балки уже ведется. До конца года продолжим освоение проектного сортамента и проведение гарантийных испытаний, поэтому по году объемы будут незначительные – больше 100 тысяч тонн проката.

С вводом новых мощностей комбинат получил дополнительную устойчивость в развитии?

Да, с запуском стана комбинат значительно увеличит свою долю продукции с высокой добавленной стоимостью. Благодаря УРБС цена конечной продукции возрастет в 2-3 раза.

На этом инвестиционный поток в ЧМК закончится, какие еще есть проекты по усовершенствованию производства?

Безусловно, реконструкция мощностей ЧМК, начатая около десяти лет назад, будет продолжена. Мы уже инвестировали в переоснащение комбината более 70 миллиардов рублей.

Есть планы производить все 100 процентов стали путем непрерывной разливки, для этого будут строиться дополнительно нескольких машин непрерывного литья заготовок. Доменные печи также пройдут свою реконструкцию. Кроме этого, проведем переоснащение мелкосортных станов, производящих арматуру.

Для заключительного этапа полного цикла производства рельсов строится линия рельсосварочного производства. Она будет сваривать готовые 100-метровые рельсы в рельсовые плети длиной уже 800 метров. Эти плети спецтранспортом затем будут доставляться непосредственно к месту укладки.