«Мечел» в СМИ

Павел Штарк: «Мечел» уменьшил экспортные продажи, переориентировав значительную часть поставок на внутренний рынок из-за более привлекательных цен

27.11.2015

Журнал «РЖД - Партнер», ноябрь 2015

Угольная отрасль: пик пройден

Дисбаланс низкого спроса и значительного перепроизводства заставил мировые компании снижать цены на уголь и сокращать расходы. Российская угольная отрасль отмечает, что волатильность валюты дала предприятиям возможность вести более гибкую политику и увеличить отгрузку на внутренний рынок. Эксперты считают, что мировые цены на сырье восстановятся не раньше середины следующего года.

(...) Влияние макроэкономических процессов не могло не отразиться на России, экспортировавшей в 2014 году почти половину добытого сырья. «На протяжении 2015 года на сырьевом рынке сохранялась негативная конъюнктура. Цены на угольную продукцию в мире продолжали падать и достигли минимальных значений за последние 13 лет. На рынке наблюдается дисбаланс между спросом и предложением. Сегодня почти половина мировых угольщиков работает в убыток, за рамками рентабельности», - комментирует ситуацию руководитель горнодобывающего сегмента бизнеса группы «Мечел» Павел Штарк. По его словам, в Индонезии - стране, которая на данный момент является крупнейшим мировым экспортером угольной продукции, эта цифра еще весомее - 60-70% нерентабельных производств.

Впрочем, пока угледобывающие компании США, Австралии и Южной Америки сокращают объемы экспорта из-за снижения мировых цен, российские угольщики, напротив, уверены в сохранении собственных позиций. «Положение отечественных угольщиков гораздо лучше. Позитивную роль здесь, безусловно, сыграла девальвация рубля, поскольку производственные затраты отечественных горнодобывающих компаний в рублевом эквиваленте существенно снизились. Эксперты агентства Bloomberg в III квартале текущего года поставили «Мечел» на второе место по себестоимости среди ведущих мировых производителей угля», - отмечает П. Штарк. Аналогичного мнения придерживаются и представители транспортного сектора.

(…) Впрочем, по данным крупных компаний, не только погодные факторы стали причиной роста внутренних перевозок. «Спрос на угли ЕВРАЗа как в России, так и за рубежом стабильно высокий, при этом внутренний рынок остается нашим стратегическим приоритетом. Транспортные издержки экспортных продаж при нынешнем уровне цен съедают большую часть прибыли», - рассказывают в компании «ЕВРАЗ». «Учитывая изменения рыночной конъюнктуры, в текущем году мы уменьшили экспортные продажи, переориентировав значительную часть поставок на внутренний рынок из-за более привлекательных цен», - соглашаются в «Мечеле».

Для повышения привлекательности собственной продукции на высоко-конкурентном внутреннем рынке компании сейчас активно работают над оптимизацией логистических издержек. В частности, в «Мечеле» рассказали о соглашении об организации движения поездов по выделенным маршрутам, подписанном с ЦФТО, что помогает группе упорядочить логистические потоки. «По статистике, время в пути грузовых поездов по согласованному расписанию сократилось почти на 20%, если брать нормативные сроки. У нас есть возможность перевозить необходимые объемы угля меньшим вагонным парком. Мы, как грузоотправители, понимая, что парк едет быстрее, можем договариваться с операторами об оптимизации логистических издержек», - подытоживает Павел Штарк.

(…) При этом экспертные оценки указывают на текущие проблемы с инфраструктурой, которой серьезно не хватает в направлении Дальнего Востока. Дефицит провозных мощностей в текущем году в направление ДФО составит около 40 млн т. В будущем объемы перевозки вырастут в разы, что еще больше усилит давление на инфраструктуру. В частности, только в угольной отрасли на Дальнем Востоке в настоящее время в различных стадиях строительства находится целая группа терминалов. После ввода всех проектов совокупные мощности по перевалке угля в ДФО увеличатся на 65 млн т. В программе развития морской портовой инфраструктуры России заложено увеличение грузовой базы на Дальнем Востоке до 200 млн т к 2020-му, указывают в компаниях. Большая часть этого объема придется на угольную продукцию, которая сегодня в структуре импорта Азиатско-Тихоокеанского региона занимает порядка 5-6%. «Там достаточно короткое транспортное плечо до дальневосточных портов, что в первую очередь повышает конкурентоспособность российского угля в странах АТР», - рассуждает П. Штарк. - «Модернизация Восточного полигона, расшивка так называемых узких мест - ключевой инфраструктурный проект РЖД, направленный на подготовку к растущим объемам перевозки».

(…) Но даже на фоне (падения цен и спроса) некоторые участники рынка считают, что ситуация выглядит не так уж и плохо. «Распадская угольная компания за 9 месяцев 2015 года увеличила объемы экспортных продаж на 25%, в основном благодаря росту отгрузки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», - указывают в ЕВРАЗе. В «Мечеле» также отмечают, что диверсифицируют направления сбыта и укрепляют сотрудничество с основными производителями стали в Азиатском регионе. «Например, недавно был подписан трехлетний договор с японской корпорацией JFE Steel. Это первый контракт, заключенный российской угольной компанией на столь длительный срок с японской стороной», - подчеркивают в «Мечеле». СУЭК также рассчитывает на увеличение экспорта в Японию на 7%, так как уголь из России может быть доставлен получателям в течение 3-5 дней, что значительно сокращает транспортные расходы. 

 Статья публикуется с сокращениями

РаспечататьВерсия для печати